Где бы вы ни были, просветление всегда с вами, обновление
В практике буддизма важно осознать, что в нас есть природа Будды. На уровне мышления мы можем это знать, но это не так уж и легко принять. Наша повседневная жизнь – это реальность плохого и хорошего (реальность двойственности), в то время как природа Будды пребывает в абсолютной реальности, где нет деления на плохое и хорошее. Чтобы осознать абсолютную реальность, необходимо выйти за пределы двойственной реальности. Но часто это трудно понять.
Учителя дзэн обычно говорят: «Практикуйте дзадзэн и достигните просветления. Если вы приобретёте просветление, вы сможете оторваться от всех привязанностей и увидеть вещи такими, какие они есть». Это правильно, но мы не всегда можем идти по такому пути. Мы учимся настраивать пламя нашей свечи снова и снова. Догэн Дзэндзи учит жить в каждом отдельном мгновении на полную мощность, подобно ярко горящей лампе или свече. Суть его учения заключается в том, чтобы жить в каждый момент, сливаясь воедино со всем сущим.
Практика дзадзэн является очень тонким предметом. Когда вы практикуете дзадзэн, вы осознаёте те вещи, которые вы не замечаете при работе. Например, вы можете на протяжении некоторого времени таскать камни, но не осознавать, что ваши мышцы устают. Но когда вы садитель и погружаетесь в практику дзадзэн, вы понимаете, что ваши мышцы устали. Вы можете подумать, что сможете лучше практиковать дзадзэн, если у вас не будет проблем, но в действительности определённые проблемы необходимы. Вы можете практиковать дзадзэн через трудности. Догэн Дзэндзи говорил: «Практика и просветление едины». Практика – это то, что вы делаете осознанно и с усилием. Такая практика ведёт к просветлению.
Многие мастера дзэн упускают из виду этот момент, пытаясь добиться идеальной практики дзадзэн, но всё, что мы видим или слышим, несовершенно. Однако в самом несовершенстве заключается совершенство реальности.