Вся правда о тесте тьюринга, обновление
Когда боты смогут говорить с людьми на равных, это станет важной вехой для ИИ, но не таким уж значительным моментом, как его рисуют научные фантасты. Филлип Болл с BBC провел исследование сильных и слабых сторон противоречивого теста Тьюринга. Алан Тьюринг сделал множество предсказаний на тему искусственного интеллекта, но одно из них может показаться знакомым для тех, кто слышал предупреждения Стивена Хокинга или Элона Маска на тему угрозы ИИ в 2015 году. «На каком-то этапе… мы должны ожидать, что машины перехватят контроль», — писал Тьюринг в 1951 году.
При этом он не только был настроен оптимистично по поводу перспектив, но и, возможно, наслаждался ими: его друг Робин Ганди вспоминал, что когда Тьюринг читал некоторые пассажи в своей основополагающей работе «Тест Тьюринга», он «всегда улыбался, иногда хихикал». Как минимум это дает нам повод усомниться в грустном изображении Тьюринга в биографическом фильме 2014 года «Игра в имитацию».
Несколько более прозаической причиной необходимости разработки новых вариаций теста Тьюринга может быть задача не обмануть человека, а просто определить возможности машины. Ученый из области информатики Стюарт Геман из Брауновского университета в Провиденсе, штат Род-Айленд, и сотрудники Университета Джона Хопкинса в Балтиморе недавно описали «визуальный тест Тьюринга» для системы компьютерного зрения, которая научилась извлекать осмысленные отношения и тезисы из сцены, как это делаем мы, а не просто идентифицировать отдельные объекты. Такая способность станет чрезвычайно важной в свете развития систем шпионажа и биометрического сканирования.
Возьмем, к примеру, игры. Чтобы соперничать с человеческими когнитивными возможностями или превзойти их в чем-то более сложном, чем простой перебор цифр, Тьюринг предположил, что машина может начать с шахмат — игры, которая ассоциируется со стратегическим мышлением. После победы Deep Blue над чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым в 1997 году, мы явно пересекли этот порог. Теперь у нас есть алгоритмы, которые чуть ли не всесильны (в долгосрочной перспективе) при игре в покер.